Нужны ли операторам дронов права
Нужны ли операторам дронов права и насколько инициатива АСИ перспективна? Этот вопрос Sk.ru задал компаниям-участницам Робототехнического центра «Сколково».
Технический директор «ЦУРУ Роботикс», аспирант Сколковского института науки и технологий Никита Родиченко:
«На мой взгляд, идти путем тренировки и стандартизации операторов не очень перспективно, поскольку дроны, по сути своей, являются автономными устройствами и в обозримом будущем должны стать максимально независимыми от человеческого (операторского) участия. В этом их основная сила и смысл, в отличие от пилотируемых летательных средств. Путь приближения беспилотных транспортных средств, их «подгонку» под пилотируемые можно назвать тупиковым — он не позволит раскрыть весь потенциал, заложенный в автономных беспилотных устройствах, реализовать все их возможности.
На мой взгляд, разумный путь — это улучшение технического уровня в этой сфере, повышение отказоустойчивости беспилотников, упрощение управления ими, всестороннее обеспечение безопасности полетов. Возможно, тут как раз и нужна государственная поддержка — в создании систем регулировки автономных полетов, интеграции беспилотных транспортных средств в общую систему регулировки полетов. Такое повышение безопасности позволит реализовывать по-настоящему автономные миссии с минимальным участием операторов.
Одно из основных направлений нашей деятельности как резидента «Сколково» — создание системы упрощенного управления для беспилотников, поэтому эта тема нам, конечно, очень близка».
Руководитель проекта Le Talo Robotics Павел Герасимов:
«Данную инициативу можно рассматривать как еще один шаг на пути формирования правового поля в отношении БПЛА, и с этой точки зрения она, безусловно, полезна. По данным ICAS, «Probable causal factors in UAV accidents», 55% аварий с участием беспилотников происходит по вине пилота — данный процент можно и нужно снизить, в том числе за счет обязательной сертификации и специально разработанных программ обучения.
С другой стороны, беспилотный летательный аппарат — в первую очередь робототехническая система, а значит, большую часть задач беспилотники должны решать в автономном режиме. В этом случае оператор БПЛА, равно как и его удостоверение не играют никакой роли, полет проходит без участия человека. Операторы будут востребованы в сфере художественной аэросъемки, в первую очередь, этого сегмента рынка и коснутся изменения — возможен уход с рынка любительских команд и последующий рост средней цены на услуги аэросъемки. В любом случае, повышение профессионализма оператора означает повышение безопасности полета, что должно повлечь безусловный положительный эффект».
Генеральный директор «СМП Роботикс» Алексей Полубояринов:
(в отличие от двух предыдущих, компания занимается разработкой автономной системы управления движением наземных роботов)
«Хорошая инициатива, с каждым годом актуальность такой профессии будет возрастать. Можно взять шире — оператор-робототехник. Должен получиться симбиоз механика и программиста. В итоге один такой специалист будет управлять парой десятков дронов и наземных роботов, заменяющих человека. Повышение производительности труда — налицо».Статья Марины Эфендиевой
Полная версия статьи соступна на сайти Фонда "Сколково" по ссылке